Отрывок из беседы с Леной, 15 лет

— Расскажи немного о себе: как дела, как настроение.

— Так себе.

— Почему?

— Готовлюсь к очередному скандалу с матерью.

— А почему ты так уверена, что он будет?

— Будет, еще как будет.

— Что же ты такого сделала?

— Еще не сделала, но обязательно сделаю. Она мне на подружкин день рождения пойти не разрешила, а я все равно пойду.

— Может быть, мама волнуется, переживает за тебя?

— Ну да, переживает она! Она мной совсем не интересуется. Такое ощущение, что ей все равно, что в моей жизни происходит. Интересуется она только учебой. Вот здесь — да. Все до запятой выспросит. А про что другое спросить... Никогда в жизни.

— Так уж никогда?

— Ну ни о чем важном, по крайней мере. Я порой даже удивляюсь. Ты представляешь, я уже полгода с парнем встречаюсь, причем парень старше меня на 5 лет. А она даже не поинтересовалась, сплю я с ним или нет.

— А ты не думаешь, что родителям может быть неловко с собственным ребенком на такие темы заговаривать, они ведь по-другому воспитаны. Ты не пробовала сама начать разговор?

— Можно подумать, мне легко первой начать эту тему. Я же не знаю, как мать отреагирует. Может, мне еще хуже будет.

Отрывок из беседы с Мишей, 15 лет

— Миш, как дела?

— Тебе интересно?

— Если бы не было интересно, то не спрашивала бы.

— Ну в общем-то нормально. Хотя вот «двойка» была. А с родителями пообщаться не удается. Они слишком заняты добыванием денег. Иногда я спрашиваю их о чем-то, а они плавно переходят на престижность моей будущей профессии, ее оплачиваемость, на какие курсы мне еще пойти. Шуток не понимают. Мы орем друг на друга и разбегаемся по своим привычным углам: мать — к телефону, отец весь заворачивается в газеты, я — к компьютеру. Мне не интересно с ними. Я уже не маленький, могу сам решать, что мне делать в этой жизни.

— Но ты же понимаешь, что для твоего же благополучия лучше найти с родителями общий язык.

— Да, ты права. Но только они считают, что я полностью должен соответствовать их мнению обо мне. Им не нравится музыка, которую я слушаю, потому что отец в мои годы слушал другую. Им не нравится девушка, которой я иногда звоню. Им не нравится мой единственный друг. Такое впечатление, что они надели на меня своеобразный поводок. Но не выйдет, собачка заболела бешенством, а это всерьез и надолго. А я ведь думал, что им хватит того, что я хорошо учусь, подаю надежды. Меня не понимают, да я и сам не понимаю, почему я усложняю свою жизнь, делаю себя таким одиноким. Я — изгой. Знаешь мою тайную мечту? Я хочу пользоваться вниманием женского пола. Я пока не знаю, зачем мне это нужно. Может быть, ласка. Может быть, нежность. Но мое тело! Многие девчонки до сих пор называют меня глистой в обмороке. Что же мне делать?



Подводя итоги консультированию родителей подростков, еще раз отметим, что подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния от того, что поздно что-либо изменить.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности притязания на признание у подростков?

2. Какие новообразования в сфере осознания времени должны сформироваться в подростковом возрасте?

3. Могли бы вы перечислить этапы отделения подростка от семьи?

4. Какие задачи должны решать групповые занятия в разных классах?

5. Какие методические средства используются в групповых занятиях с подростками?

6. Охарактеризуйте этапы индивидуального консультирования подростков.

7. В чем состоит идея «перевести дефект подростка из пассива в актив»?

8. В чем сложность консультирования родителей подростков?

9. Опишите технику «Чужие рассказы» и возможность ее применения в консультировании родителей.

Вопросы для самоанализа

1. Что вас особенно радовало и беспокоило в подростковом возрасте?

2. Как вы решили проблему собственного отделения от семьи?

3. Какие сексуальные проблемы подростков вам кажутся самыми важными?

4. Как вы думаете, какому человеку подросток раскроется полнее и быстрее?

5. Как вы переживали собственные телесные изменения в подростковом возрасте?

6. Если подросток будет вам грубить, как вы поступите?

7. Как вы будете решать проблему дисциплины в подростковой группе?



Рекомендованная литература

Антимир русской культуры. Язык. Фольклор. Литература. — М., 1996.

Гурьева В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков. — М., 1996.

Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991.

Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

Мастеров Б.М. Психология саморазвития: Психотехника риска и правила безопасности. — Рига, 1995.

Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

Мухина В. С. Детская психология. — М., 1999.

Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. — М., 1993.

Оудсхорн Д. Детская и подростковая психиатрия. — М., 1993.

Психологическиие программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург, 1998.

Психологическое консультирование в школе / Сост. Н. В. Коптева. — Пермь, 1993.

Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д.Андреевой. — М., 1997.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 1994.

Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия. — М., 1997.

Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток: Программа профилактики нарушений психологического здоровья. — М., 2000.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996.

Элиадзе М. Мифы. Сновидения. Мистерии. — М., 1996.



otsutstvie-indikatora-neispravnosti.html
otsutstvie-klinicheskih-proyavlenij-eshyo-ne-svidetelstvuet-o-nalichii-stabilnogo-zdorovya.html
    PR.RU™