Отсутствие принципа добровольности при внесении персональных данных в систему «Контингент».

Отсутствие принципа добровольности при внесении персональных данных в систему «Контингент».

По законопроекту планируется создание федеральной и региональных электронных баз данных («Контингент обучающихся»), в которые будет внесен широчайший перечень частной информации о гражданах России.

При этом принципы формирования баз не включают добровольности внесения данных в систему (см. часть 15 статьи 98 проекта Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ об образовании)).

Абзац 2 части 19 статьи 98 проекта ФЗ об образовании гласит: «Персональные данные, указанные в части 16 настоящей статьи, предоставляются в системы «Контингент» федеральными государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ресурсное или информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности, в распоряжении которых находятся указанные персональные данные».

Как видно, получение согласия граждан России на сбор информации не предусмотрено: все данные, которые «находятся в распоряжении» вышеперечисленных органов и организаций, просто будут направлены в базы «Контингент».

Следует обратить внимание также на перечень органов и организаций, которые передают информацию в «Контингент».

Во-первых, это - любые государственные и муниципальные органы власти (абсолютно любые, то есть, не только работающие в сфере образования).

Во-вторых, это – органы государственных внебюджетных фондов.

В этом плане характерно, что действующие нормативные акты, позволяющие формировать информационные системы для решения узких задач в сфере образования, не допускают такой широты перечня источников информации. Так, ФЗ об образовании не упоминает внебюджетные фонды как источник информации для сферы образования. Также Постановление Правительства, которым регулируется создание информационной системы для сдачи государственных экзаменов, не содержит таких упоминаний (см. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы …»).

Вместе с тем, внебюджетные фонды могут предоставить в базу «Контингент» массу интересной информации о семье. Например, Пенсионный фонд имеет данные в отношении использования средств материнского капитала (которое влечет оформление имущества на детей, что может быть особенно интересно недобросовестным лицам) и т.п.



В-третьих, в базу «Контингент» по указанной норме передадут информацию «организации, осуществляющие ресурсное или информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности». В эти организации также могут попасть широчайшие данные о семье (вплоть до фотографий, которые в настоящее время на практике требуют в школах под различными предлогами: то для ведения электронного дневника, то для оформления электронной карты на вход и питание в школе, то для «школьной базы данных»).

Итак, абзац 2 части 19 статьи 98 проекта ФЗ об образовании прямолегализует принудительный сбор частных данных в базы «Контингент»при посредстве любых органов власти и некоторых организаций.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лицабез его согласия не допускаются».

Согласно части 2 ст. 55 Конституции «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Д) Необоснованное внедрение СНИЛС в базу «Контингент».

Пункт 2 части 16 статьи 98 проекта ФЗ об образовании прямо предусматривает внесение в «Контингент» таких сведений как «страховой номер индивидуального лицевого счета(при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – СНИЛС).

Однако согласно абзацу 6 статьи 1 Федерального закона РФ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном учете) «индивидуальный учет», который ведет Пенсионный фонд России (ПФР) - это «организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав …».В статье 3 приведен закрытый (исчерпывающий) перечень целей учета, и все они касаются обеспечения пенсионных прав. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об индивидуальном учете СНИЛС необходим лишь «застрахованным лицам», а по абзацу 3 статьи 1 Закона «застрахованными» в ПФР является те «лица», в отношении которых в ПФР вносятся страховые взносы. Однако ребенок не работает, трудового стажа и выплат страховых взносов в ПФР у него не может быть. Зачем ребенку СНИЛС? Вероятно, для далеко идущих целей авторов проекта по контролю за каждым гражданином России во всех сферах его жизнедеятельности.



Не следует обращать внимание на оговорку в проекте «при наличии». Из практики известно, что уже сейчас такие оговорки не действуют: от граждан требуют представления того, что может быть «в наличии» под угрозой отказа в предоставлении государственных услуг.

СНИЛС в системе Контингент - это одна из опаснейших и прямо не декларируемых целей проекта. Через присвоение СНИЛС каждому человеку с рождения произойдет «оцифровка» всего населения России с рождения, под этим номером будет внедрен тотальный контроль за каждым гражданином на протяжении всей жизни, поскольку только через этот номер впоследствии планируется предоставление любых государственных услуг, любых взаимоотношений человека и государства. В частности, на это нацелен законопроект № 1072874-6 «О внесении изменений в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты РФ (о расширении направлений использования информационной базы индивидуального (персонифицированного) учета)», принятый Государственной думой в первом чтении.

Кроме того, следует учитывать, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» «обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных».

Поэтому внесение в базу «Контингент» информации, которая не требуется для достижения заявляемых целей (по управлению системой образования и оказанию услуг в этой сфере), грубо нарушает принципы обработки персональных данных, установленные федеральным законодательством. К такой информации относится как СНИЛС (введенный законом для цели реализации пенсионныхправ), так и большинство иных вышеперечисленных данных.

4. Законопроект о «Контингенте» дает почву для объединения в одной базе абсолютно разнородной информации о ребенке и его семье: например, об учебных вопросах (успехах и т.п.), о здоровье, о ситуации в семье.

Однако согласно части 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» («Принципы обработки персональных данных»): «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Это правило не случайно – оно обеспечивает защиту конституционного права на неприкосновенность частной жизни механизмом разведения по разным базам персональных данных, касающихся разных сфер частной жизни человека. А законопроект о «Контингенте» уничтожает этот механизм.

5. Нарушение принципов и гарантий права на образование.

Согласно части 1 статьи 43 Конституции РФ «Каждыйимеет право на образование».

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции РФ «Гарантируются общедоступностьи бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования …».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 ФЗ об образовании: «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: … обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».

Как отмечено в части 2 статьи 5 ФЗ об образовании, «Право на образованиев Российской Федерациигарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а такжедругих обстоятельств».

Законопроект о «Контингенте» подрывает конституционное право каждого на образование, а также вышеуказанные принципы и гарантии образования, установленные законом, поскольку граждане не смогут получать образование без нарушения неприкосновенности их частной жизни, а также потому, что для ухода от внесения частных данных в базу «Контингент» многие будут вынуждены переходить на семейное образование. Иными словами, граждане, уклоняющиеся от передачи частных данных в систему «Контингент», будут жестко дискриминируемы в сфере образования.

Согласно части 1 статьи 89 ФЗ об образовании «Управление системой образования осуществляется на принципах: законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мненияи носит государственно-общественный характер».

Как видно, действующий закон требует соблюдения «законности и учета общественного мнения». А через законопроект о «Контингенте» в противоречие с обозначенными положениями будут внедрены такие новые принципы управления образованием как «антиконституционность» и «удобство чиновников».

ВЫВОДЫ.

10.1. Законопроект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (о создании государственной системы «Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам»)»абсолютно неудовлетворителен.

Отсутствие принципа добровольности при внесении персональных данных в систему «Контингент».

По законопроекту планируется создание федеральной и региональных электронных баз данных («Контингент обучающихся»), в которые будет внесен широчайший перечень частной информации о гражданах России.

При этом принципы формирования баз не включают добровольности внесения данных в систему (см. часть 15 статьи 98 проекта Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ об образовании)).

Абзац 2 части 19 статьи 98 проекта ФЗ об образовании гласит: «Персональные данные, указанные в части 16 настоящей статьи, предоставляются в системы «Контингент» федеральными государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ресурсное или информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности, в распоряжении которых находятся указанные персональные данные».

Как видно, получение согласия граждан России на сбор информации не предусмотрено: все данные, которые «находятся в распоряжении» вышеперечисленных органов и организаций, просто будут направлены в базы «Контингент».

Следует обратить внимание также на перечень органов и организаций, которые передают информацию в «Контингент».

Во-первых, это - любые государственные и муниципальные органы власти (абсолютно любые, то есть, не только работающие в сфере образования).

Во-вторых, это – органы государственных внебюджетных фондов.

В этом плане характерно, что действующие нормативные акты, позволяющие формировать информационные системы для решения узких задач в сфере образования, не допускают такой широты перечня источников информации. Так, ФЗ об образовании не упоминает внебюджетные фонды как источник информации для сферы образования. Также Постановление Правительства, которым регулируется создание информационной системы для сдачи государственных экзаменов, не содержит таких упоминаний (см. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы …»).

Вместе с тем, внебюджетные фонды могут предоставить в базу «Контингент» массу интересной информации о семье. Например, Пенсионный фонд имеет данные в отношении использования средств материнского капитала (которое влечет оформление имущества на детей, что может быть особенно интересно недобросовестным лицам) и т.п.

В-третьих, в базу «Контингент» по указанной норме передадут информацию «организации, осуществляющие ресурсное или информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности». В эти организации также могут попасть широчайшие данные о семье (вплоть до фотографий, которые в настоящее время на практике требуют в школах под различными предлогами: то для ведения электронного дневника, то для оформления электронной карты на вход и питание в школе, то для «школьной базы данных»).

Итак, абзац 2 части 19 статьи 98 проекта ФЗ об образовании прямолегализует принудительный сбор частных данных в базы «Контингент»при посредстве любых органов власти и некоторых организаций.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лицабез его согласия не допускаются».

Согласно части 2 ст. 55 Конституции «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».


otvetstvennost-konstanta-kachestvennoj-substancii-proyavlyayushaya-sebya-cherez-cheloveka-vo-vneshnij-mir-v-kachestve-otvetstvennosti.html
otvetstvennost-medicinskih-rabotnikov.html
    PR.RU™